Обслуживание лифтов и эскалаторов

Обслуживание лифтов

 Для нормального функционирования объекта недвижимости необходимо обеспечение безаварийной работы лифтов и эскалаторного оборудования.

С этой целью владелец объекта недвижимости обязан организовать техническое обслуживание (ТО) лифтов и эскалаторов в соответствии с требованиями:
   1. ПУБЭЛ «Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов »;

2. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
       (ФЗ  N 116 от 21.07.97) ;
   3. «Положения о порядке организации эксплуатации лифтов в РФ»;

4. «Положением о системе планово - предупредительных ремонтов лифтов»;

  5. «Техническим регламентом о безопасности лифтов»;  

  6. «Правилами  технической эксплуатации электроустановок потребителей»;

  7. «Межотраслевыми правилами по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электро-
           установок » (ПОТ РМ-016-2001);

  8. «Правилами устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов» (ПБ 10-77-94  );

  9. «Правилами устройства электроустановок» (ПУЭ); 

  10. руководящими документами (РД) Госгортехнадзора России:

  11. инструкциями по эксплуатации заводов - изготовителей лифтов;

  12. правилами и инструкциями по охране труда для рабочих и специалистов, осуществляющих техническое
           обслуживание и ремонт лифтов и эскалаторов;

Техническое обслуживание лифтового хозяйства:

В соответствии с  «Положением о системе планово-предупредительных ремонтов (ППР) лифтов», для техни-
ческого обслуживания (ТО ) и ремонта лифтов, в организации - владельцы лифтов привлекают специализированные по лифтам организации, а при их отсутствии  таковых, -  сами владельцы лифтов осуществляют эксплуатацию и ремонт лифтов, в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» утвержденных Госгортехнадзором России 11 февраля 1992 г.

При производстве технического обслуживания  и ремонта лифтового оборудования  своими силами владелец лифтов должен назначить лицо, ответственное за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, а также лицо, ответственное за организацию эксплуатации лифтов.

Обслуживание лифтового хозяйства включает в себя выполнение следующих мероприятий:

  • укомплектованность штата работников, связанных с эксплуатацией лифтов;
  • допуск к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющим медицинских противопоказании к указанной работе;
  • проведение подготовки и аттестации работников в области электробезопасности, промышленной безопасности не реже 1 раза в 12 месяцев;
  • обеспечение наличия нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ;
  • производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
  • предотвращение проникновения в помещения лифта посторонних лиц;
  • выполнение предписаний Ростехнадзора (РТН)  России и его должностных лиц, отдаваемых ими в соответствии с полномочиями;
  • приостановление эксплуатации лифта самостоятельно или по предписанию Ростехнадзора  РФ и должностных лиц в случае угрозы жизни людей;
  • мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии и несчастных случаев на лифте, содействие государственным органам, участие в расследовании причин аварий и несчастных случаев на лифте, а также принимает меры по устранению указанных причин и их профилактике;
  • анализ причин возникновения инцидента на лифте, принятие мер по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
  • меры по защите жизни и здоровья работников, связанных с эксплуатацией лифтов;
  • своевременное информирование соответствующих органов государственной власти об аварии и несчастном случае на лифте;
  • учет аварий, инцидентов и несчастных случаев на лифте;
  • представление в РТН  РФ информации о количестве аварий, инцидентов и несчастных случаев, причинах их возникновения и принятых мерах;
  • страхование риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в случае аварии на лифте, на весь срок эксплуатации;
  • подбор, подготовка и назначение ответственного за безопасную эксплуатацию лифтов;
  • контроль качества проводимых работ по техническому обслуживанию и ремонту;

В соответствии § 2 «Положения о порядке организации эксплуатации лифтов в РФ» у владельца лифта должна быть и вестись, следующая документация:

1. Положение о порядке хранения и учета выдачи ключей от помещения и шкафов в которых размещено оборудование лифта;

2. Лицензия ГГТН  (РТН) России на эксплуатацию лифтов.

3.  Копии договоров:

  • Договор на техническое обслуживание и ремонт лифтов. Договор со специализированным предприятием, имеющим лицензию на техническое обслуживание и ремонт лифтов;
  • Договор на модернизацию лифтов;
  • Договор на техническое освидетельствование и оказание услуг.

4. Список лифтов, содержащий:  адрес, завод - изготовитель, регистрационный номер, заводской номер, тип лифта, модель лифта, грузоподъемность, номинальная скорость, число этажей, шахта, тип дверей шахты и кабины, год установки лифта (и год модернизации), дата технического освидетельствования.

5. Копии приказов:

  • о назначении лица, ответственного за организацию эксплуатации лифта;
  • аттестации персонала (наличии удостоверения) и закрепление за ним лифтов;
  • о создании  квалификационной комиссии по проверке знаний персонала;
  • об обеспечении хранения, учета и выдачи ключей от машинных помещений.

6. Ведение журналов:

  • журнал ежесменного осмотра лифтов;
  • журнал учета выдачи ключей от машинных помещений;
  • журнал о неисправности лифтов;
  • журнал неисправности диспечерского оборудования;
  • журнал проверки знаний «ПТЭЭП» и «ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей»

7. Копии:

  • протоколов аттестации персонала (удостоверение);
  • протоколов повторной проверки знаний персонала;
  • протоколов аттестации ответственного за электрохозяйство (удостоверение).

8. Инструкции:

  • должностная ответственного лица за эксплуатацию лифтов, согласно ст. 12.1. б) (ПУБЭЛ);
  • производственная - лифтера, оператора;
  • по технике безопасности - лифтера, оператора.

Техническое обслуживание эскалаторов:

Эскалаторы содержаться в исправном состоянии в соответствии с «Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов» (ПБ 10-77-94);
  Организация работ по техническому обслуживанию эскалаторов, как правило, производиться специали- зированной организацией по договору.

Обслуживание эскалаторов включает выполнение следующих мероприятий:

  • обеспечение бесперебойной, безопасной и безаварийной работы эскалаторов и безопасной перевозки пассажиров;
  • организация работ по охране труда в соответствии с нормативными документами;
  • обеспечение своевременного проведения технического обслуживания и ремонта эскалаторов и контроль качества проводимых работ;
  • участие в выполнении работ по техническому обслуживанию  и наладке эскалаторов;
  • предъявление эскалаторов к техническому освидетельствованию;
  • обеспечение сохранности паспортов эскалаторов, эксплуатационной и другой технической документации и внесение в нее необходимых изменений;
  • обеспечение обслуживающего персонала производственными инструкциями и инструкциями по охране труда;
  • обеспечение своевременной периодической проверки знаний обслуживающего персонала;
  • проведение работы с обслуживающим персоналом по повышению его квалификации;
  • выполнение в установленные сроки предписаний органов Госгортехнадзора и представителей специализированной организации (инженерного центра).

Ведение документации:

  • Паспорт эскалатора;
  • Габаритный чертеж эскалатора;
  • Принципиальная схема управления электроприводом эскалатора;
  • Акт о проведении приемо-сдаточных испытаний;
  • Журнал о неисправности эскалаторов;
  • Договор на техническое освидетельствование и оказание услуг.